Перестаём поддерживать Internet Explorer.
Другие браузеры работают стабильнее.
МТС Банк изучил, как изменились предпочтения жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области при совершении онлайн-покупок в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции. Анализ собственных данных показал, что безусловным лидером по приросту количества платежей стали магазины одежды, где количество онлайн-покупок увеличилось в 7,7 раза. Примерно втрое выросли онлайн-транзакции на оплату курьерских и страховых услуг, программного обеспечения и благотворительности. При этом в большинстве перечисленных категорий снизился средний чек покупки.
2020 год внес значительные изменения в потребительские привычки жителей региона и работу бизнеса. С весны этого года многие крупные компании и малые предприятия переориентировали свои каналы продаж: заметно выросли онлайн-транзакции в категориях, где раньше господствовали офлайн-продажи. А введение новых ограничительных мер в начале октября снова побудило потребителей вернуться к покупкам в интернете после летних послаблений.
Наибольший рост онлайн-продаж показали магазины одежды и аксессуаров. Здесь в октябре 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года количество транзакций увеличилось в 7,7 раза, средний чек при этом уменьшился в 2,8 раза до 1927 рублей. Первый резкий рост онлайн-продаж одежды наблюдался в марте-апреле 2020 года во время самоизоляции, введенной в России из-за пандемии коронавируса. Тогда потребители были вынуждены перейти к онлайн-покупкам одежды поскольку все офлайн магазины были закрыты. Осенний рост можно объяснить тем, что люди оценили удобство шопинга, не выходя из дома, тем более, что часть интернет-магазинов предоставляет возможность бесплатной примерки и возврата не подошедшей вещи. Также многие крупные сетевые магазины стали предлагать дополнительные скидки при онлайн-покупках.
На втором месте по увеличению количества продаж в онлайне — курьерские услуги. Прирост в этой категории в октябре составил 3,5 раза год к году, средний чек на их оплату увеличился в 2,1 раза. Затем идет программное обеспечение — рост в 3,3 раза, снижение среднего чека здесь составило 47%.
Топ 10 категорий по росту онлайн-продаж в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
октябрь 2020 к октябрю 2019 по данным МТС Банка
Категория | Увеличение количества транзакций | Изменение среднего чека | Увеличение объемов продаж |
Одежда, аксессуары | в 7,7 раза | - 2,8 раза | в 2,8 раза |
Курьерские услуги | в 3,5 раза | + 2,1 раза | в 7,9 раза |
Программное обеспечение | в 3,3 раза | - 47% | 87% |
Благотворительность | в 2,9 раза | + 86% | в 5,4 раза |
Страхование | в 2,6 раза | - 4% | в 2,4 раза |
Супермаркеты | в 2,2 раза | + 43% | в 3,4 раза |
Зоотовары | 93% | - 27% | 44% |
Рестораны, фастфуд | 91% | - 3% | 89% |
Коммунальные услуги | 46% | + 14% | 66% |
Спорттовары | 34% | + 26% | 69% |
Снижение среднего чека в половине категорий на фоне значительного роста продаж говорит о том, что онлайн-покупки россияне стали совершать чаще, но при этом подходить к выбору товаров более экономно. Самое значительное увеличение среднего чека наблюдается при оплате курьерских услуг (в 2,1 раза) и благотворительности (+86%).
Примечательно, что в категориях, которые были изначально ориентированы на онлайн, изменения произошли незначительные. Так, например, продажи приложений и игр для смартфонов, игровых консолей и компьютеров выросли всего на 7%, а в телекоммуникационных услугах количество транзакций, наоборот, уменьшилось на 5%. При этом значительно увеличились досуговые категории: онлайн-кинотеатры (+92%) и онлайн-знакомства (+53%), что объясняется ограниченными возможностями в реальном общении.
Учитывая потребности клиентов, МТС Банк в конце октября изменил категории с повышенным кэшбэком для держателей дебетовых и кредитных карт линейки MTS CASHBACK. Теперь кэшбэк в размере 5% по универсальной и виртуальной картам MTS CASHBACK и 3% по виртуальной предоплаченной карте MTS CASHBACK Lite будет начисляться на категории: магазины одежды; магазины детских товаров; доставка еды из ресторанов и кафе; фастфуд, рестораны и бары.
Методология исследования
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Учитывались платежные операции в октябре 2019-2020 годов по соответствующим МСС-кодам.